СКАЗКИ ИЗ ТАЛМУДА.

 

 

 

Рассказывал Раба мудрецам:

-Говорили мне мореходы…

-А мореходы они, что, ходят по морям?- спрашивали мудрецы.

-Да, ходят,- отвечал Раба,- Только не ногами, а на кораблях.

-На каких кораблях?

-Ну… на разных.

-На парусных?

-Да, да, конечно, на парусных.

-С одной мачтой?

-Ну… с одной.

-А с двумя?- допытывались мудрецы,-  А с тремя? Бывают еще корабли с трубой.

 И дивился Раба уму и знаниям мудрецов.

-А все-таки,- говорил,- Вы еще не все знаете!

-Чего, чего мы не знаем?- кричали мудрецы.

-А вот слушайте внимательно: Говорили мне мореходы, что на гребне волны, что может потопить корабль…

-Даже с тремя мачтами?- недоверчиво качали головами слушатели.

-Даже с тремя трубами!- кивал Раба.- Эта волна может потопить любой корабль.

-А если не сможет?

-Ну, значит это не та волна. А та-  сможет.

-Она, наверное, очень большая?

-Она не просто большая, она особенная! Говорили мне мореходы, что на гребне той волны…- тут Раба замолкал и поднимал вверх палец.

-Что, что у нее на гребне ?!- кричали мудрецы,- Скажи нам, Раба, скорее. А то мы умрем от нетерпения.

-На гребне той волны горит огонек белого пламени.

И замолкали мудрецы и смотрели вдаль и представляли себе  огонек…

И волну воображали и корабль- и самих себя- как будто они мореходы.

-Скажи нам, - в страхе обращались они к Рабе,- Неужели нельзя спастись от этой волны? Неужели?

-Вы спрашиваете,- можно ли совладать с ней?

-Даа!- кричали мудрецы,- Совладать! Можно?

-Есть один способ!

-Так мы и знали!- хлопали в ладоши мудрецы,- Наверное, в нее нужно выстрелить из ружья?

-Нет!

-Тогда- из пушки?

-Нет!

-Как же мы с ней совладаем?

-Мы ударим ее шестом!

-И она затихнет?

-Да, затихнет, ведь шест будет непростой, на  нем будет написано…- Тут Раба снова замолкал и поднимал вверх палец.

-«Брысь»!- догадывались мудрецы.

-Нет, из-за этого слова еще сильней разозлится волна.

-Ну, тогда: « Пожалуйста, успокойся!»

-Не послушается! Волны очень своенравные.

-Что же будет написано? Что же? Что?

-Имя Бога, конечно, Имя Бога!

И затихали мудрецы, и затихала волна и молчал Раба.

 

 

 

Рассказывал Раба мудрецам:

-Говорили мне мореходы…

-А-а-а! Мореходы!- кивали мудрецы,- Знаем, знаем- они сначала ходят по морю на кораблях, а потом рассказывают всякие удивительные истории!

-Да!- кивал в ответ Раба,- Эта история воистину удивительна!  Говорили мне мореходы, что подняла их как-то волна высоко- высоко, не то на тысячу парс, не то даже на две!

-Мы, конечно верим!- чесали мудрецы свои мудрые головы,- Но что-то нам не верится. Уж не почудилось ли мореходам, будто подняла их волна высоко-высоко, на тысячу парс, а на самом деле, подняла она их не так уж высоко-  на какую-то тысячную долю парсы?

-Говорили мне мореходы,- отвечал им невозмутимый Раба,- что когда оказались они на такой  высоте, то малая звезда небесная  стала огромной- заняла пол-неба, и пламя ее  обжигало их лица!

-Так бы сразу и сказал!- разводили руками мудрецы великие,- Теперь мы верим. Ведь малая звезда небесная потому и кажется нам малой звездой небесной, что горит она высоко-высоко в небе, а если мы поднимемся на эту высоту, да приблизимся к звезде, то станет она огромной-   в пол-неба, и обжигающей. Значит, правду говорили мореходы,  хоть и удивительную.

-Но это еще не вся правда!- поднимал Раба вверх указательный палец.

-Как не вся!?- удивлялись мудрецы,- Неужели в этой истории есть еще какая-то правда?

-Да, есть, и она  более удивительна, чем та, первая. Говорили мне мореходы: « Поднялась следом еще одна волна- столь же высокая. И  закричала она нашей волне:

-Эй, подруга, мы с табой такие всесильные! Ты старше меня- уже успела, наверное, затопить весь мир и разрушить все дома человеческие. Но скажи, может, осталось еще на земле местечко нетронутое, мне тоже хочется поразрушать да позатапливать.

И  ответила ей наша волна:

-Глупая, не для того  Господин сделал тебя такой сильной, чтобы ты своенравничала и кичилась, а совсем наоборот. Вот, смотри, я хоть и великая, , почти бесконечная, а не потопила даже самой утлой лодочки и не вышла из берегов даже на самый маленький миллиметр!»

 

 


Говорил Раба, а мудрецы сидели и слушали.

-Расскажу я вам, как умер Ормин, сын Лилит.

-А разве он умер?- удивлялись мудрецы.

-Да, на прошлой неделе.

-А ведь был такой ловкий, быстрый и сильный, даже не верится, что он мог умереть.

-Да,- соглашался с мудрецами Раба,- Я сам видел, как он скакал по зубцам городской стены.

-Неужели упал и разбился?- на него это не похоже!

-Нет, конечно, не падал он и не разбивался, а совсем наоборот, скакал ловко и быстро- так, что обогнал всадника, который мчался вдоль стены.

-Наверное, очень устал!- догадывались мудрецы,- Силы покинули его и сердце остановилось.

-Нет!- качал головой Раба,- Сердце работало как часы, а сил было столько, что поставил он одного мула на один мост через реку Дунаг, другого- на другой  мост- и  прыгнул с первого мула на второго!

-Промахнулся!? Недопрыгнул!? Перелетел!?- волновались мудрецы.

-Нет, точно прыгнул- прямо на спину мула! А потом обратно прыгнул- и снова точно! Потом еще раз прыгнул, потом еще…

-Как же он мог умереть, при такой-то  прыгучести?!- разводили руками мудрецы, все познавшие.

-Вы еще больше удивитесь,- продолжал Раба,- когда узнаете, что прыгал Ормин не с пустыми руками. В них он держал кубки, полные вина и, на лету, переливал вино из кубка в кубок, да так, что не пролилось ни капельки!

-Какое невероятное мастерство, достойное восхищения и вечной славы!- восклицали мудрецы.

-Вот-вот!- соглашался Раба,- Все кто видел его невероятные прыжкиромко кричали, что  Ормин  велик и славен, как  настоящий царь. Услышали это в царском дворце- и сказали: Убьем-ка мы этого выскочку!” – и убили.
     

 

 

   Рассказывал Раба мудрецам:  

-Я сам видел как-то новорожденного козленка…

-И я видел новорожденного козленка! И я! И я! Мы все видели!- кричали мудрецы,- Новорожденные козлята бывают серые, белые, и с черными пятнышками. А еще они очень маленькие: размером с три апельсина, сложенных кучкой.

-Преклоняюсь перед вашей великой мудростью и глубокими знаниями,- говорил Раба,- Но должен заметить, что тот новорожденный козленок был совсем другого размера.

 И замолкали мудрецы и долго, в раздумьях, поглаживали свои седые бороды.

-Неужели он был как четыре апельсина?-  предполагал один из них, самый смелый.

-Нет,- качал головой Раба,- Он был намно-о-ого больше.

-С дыню?

-Больше!

-С тыкву?

-Еще больше!

-С дом?

На мудрецов было жалко смотреть. Их недоумение было столь велико, что они  готовы были  расплакаться. Раба  спешил им на выручку.

-Козленок тот был величиной с гору Тавор!!

-Не та ли эта гора,- восклицали мудрецы,- Что возвышается в нижней Галилее? И нужно полдня, чтобы на нее забраться и еще полдня, чтобы спуститься?

-Та самая…

И снова замолкали мудрецы и смотрели вдаль, представляя себе столь грандиозного козленка.

-Я бы сам не поверил своим глазам!- говорил Раба,- Подумал бы, что мне почудился козленок или даже приснился, если бы не одно обстоятельство.

-Расскажи нам про это обстоятельство!- кричали мудрецы,- Мы хотим знать все!

-Я стоял тогда на берегу реки Иордан, вы все, конечно, хорошо ее знаете. Козленок тоже стоял, только сразу на двух берегах. Так, что река текла  между его копытами.

-Мы хорошо себе это представляем!- кивали мудрецы.

-А теперь представьте кучу, которую он наложил прямо в реку.

Мудрецы  прикрывали глаза, шевелили губами и пальцами, а один, самый серьезный, чертил на песке непонятные формулы.

-Эта куча была такой большой,- продолжал Раба,- Что она запрудила реку Иордан!

-Все верно,- раздавался голос  того самого  мудреца.- Согласно моим рассчетам, козленок указанного размера  своей кучей вполне мог запрудить  Иордан.

-Мне бы вашу мудрость,- сокрушенно вздыхал Раба,- Увы, разлив Иордана застал меня врасплох, я стал тонуть. К счастью, меня сразу же проглотила огромная рыба, которую вскоре выбросило волной на берег. Так я и спасся. А теперь  хочу спросить вас, великие мудрецы, разве сидел бы я сейчас перед вами, если бы тогда не избежал смерти?

-Конечно нет!- хором кричали мудрецы.

-А разве спасся бы я от смерти, если б не проглотила меня рыба?

-Нет, конечно, нет!

-А разве проглотила бы меня рыба, если б Иордан не разлился и не потопил меня в своих водах?

И снова кричали мудрецы:

-Нет, это невозможно!

-А разве разлился бы Иордан, если б не наложил козленок большую кучу?

-Нет, с какой стати он вдруг разлился бы?

-А была бы куча достаточно большой, чтобы запрудить Иордан, если бы козленок  был размером с  дыню, или, пускай, даже, с тыкву?

-Что за глупые предположения?- удивлялись мудрецы.

-Вот и я говорю: не почудился и не приснился мне тот новорожденный козленок, величиной с гору Тавор, а на самом деле родился у  козы, жаль только, не видел я ту козу.

-Да,- эхом отзывались мудрецы,- Жаль.

 


 

Рассказывал Раба мудрецам. Так  начинал свой рассказ:

-Я видел лягушку…

-А я видел ящерицу!- раздавался голос одного из мудрецов

я- жабу- раздавался  голос другого.

-Это очень интересно!- говорил Раба,- Но нельзя ли мне продолжить свой рассказ?

-Конечно, продолжай, ведь ты только начал!- отвечали мудрецы.

-Видел я лягушку не простую…

Снова прерывали его мудрецы:

-И та ящерица тоже была непростая: больше большого пальца!

-А моя жаба- крупнее крупного яблока!

-При всем уважении к вашей великой мудрости,- продолжал Раба,- Лягушка моя не шла ни в какое сравнение с вашей ящерицей и вашей жабой. Ведь размером она была с крепость Агронии! В крепости же этой легко помещаются шестьдесят домов!

И надолго замолкали мудрецы, напрягали свои умы, стараясь вместить  в воображение столь крупный экземпляр!  И у них получалось, ведь  ум настоящего мудреца так велик, что в нем  помещается даже  вселенная. И говорили они:

-По нашим рассчетам такая лягушка может проглотить ровно шестьсот человек! А ее саму уж точно никто проглотить не может!

-Я видел,  как проглотил эту лягушку змей.- говорил Раба.

-Может он проглотил другую лягушку?- высказывали мудрецы свое предположение.

-Нет, я точно видел, - ту самую!

-Ну, значит, мы немного поторопились с выводами,- соглашались мудрецы,- Лягушку эту еще можно проглотить, а вот змея, который ее проглотил- нельзя.

-А я видел,- продолжал Раба,- Как прилетел ворон, проглотил змея и взлетел на дерево.

-Нет! Нет!- кричали мудрецы,- Не верим! Этого не может быть! Таких огромных деревьев не бывает в природе!

И только один мудрец, рав Папа, сын Шмуэля не кричал, а тихо говорил:

-Если бы я сам там не был, то не поверил бы. Но я  был. Укрывался от дождя. Под тем самым деревом, под одним из его листочков. И вместе со мной укрылось под тем листочком еще шесть тысяч человек. И никто не промок, и никто не простудился!

 

 


И еще рассказывал Раба, сын Бар Ханы:

-Как-то плыли мы на корабле и увидели огромную рыбу…

Мудрецы, услышав это, хватались за головы и кричали:

-Огромные рыбы очень опасны! Они нападают на корабли и проглатывают их целиком!

-Ваша мудрость и проницательность поразительны,- склонялся перед ними Раба, сын Барханы,- Но не волнуйтесь и не переживайте, ибо  рыба та не заметила наш корабль, потому что была занята:  ноздрями ела она ил с червями.

Смеялись мудрецы, хлопали себя по бокам, покатывались.

-Вот глупая Рыба! Могла запросто проглотить корабль с мореходами и вкусными товарами, а вместо этого ела ил с червями, да еще не ртом, а ноздрями! Воистину, этим рыбам не хватает мудрости. Ведь она могла задохнуться.

-Ваша  проницательность еще более поразительна, чем я думал,- говорил мудрецам Раба,- Ибо так и случилось! Рыба задохнулась. Волны выбросили ее на сушу, туда, где, на берегу, стояли  шестьдесят деревень, немного подальше- еще шестьдесят, а еще подальше- снова шестьдесят.

-Но огромная рыба,- волновались мудрецы,- Своей тяжестью могла раздавить сразу два, а то и три дома в одной из тех шестидесяти деревень.

-Увы!- горестно вздыхал Раба,- Столь огромна была та рыба, что разрушила все дома во всех шестидесяти деревнях, что стояли у берега. Хорошо еще, жители успели выбежать из домов.

-Мудрецы обхватывали головы руками и долго раскачивались в великой печали.

-Такие страшные разрушения из-за какой-то рыбы!

-Не печальтесь, великие мудрецы!- восклицал Раба, потому что конец у этой истории довольно хороший.

-Как же он может быть хорошим, когда столько евреев лишились крова!

-Вы забыли про другие  шестьдесят деревень. У них там был неурожай. Так что рыба им очень пригодилась. Они ели ее долго-долго- до следующего урожая. И было еще шестьдесят деревень. Тамошние евреи засолили ее мясо впрок (всем хватило!), а из глазницы заготовили триста бочонков масла и потом, на радостях, громко пели и долго плясали. А жители тех шестидесяти деревень, что разрушила рыба, наделали из рыбьих костей балок и отстроили свои дома заново. Стали они намного прочнее и красивее, чем раньше.

И вскричали мудрецы, утирая слезы и сияя улыбками:

-Поистине, это прекрасный конец ужасной истории!

 

 


А сейчас,- говорил Раба мудрецам,- Я расскажу вам особенно удивительную историю. Но главное, у нее совершенно неожиданный конец.

И радовались мудрецы, как дети:

-Ну наконец-то мы услышим по-настоящему удивительную историю, да еще с неожиданным концом. Рассказывай скорее!

И рассказывал Раба:

-Как-то плыли мы на корабле…

-Что же тут удивительного?- обиженно прерывали его мудрецы,- Все истории так начинаются.

-А вы слушайте дальше!- говорил им Раба,- Все самое удивительное впереди! Увидели мы с корабля  песчаный остров, на котором росли деревья и травы.

-Ты смешься над нами!- кричали мудрецы,- Подумаешь, остров, подумаешь, травы! Чему же тут удивляться?

-Да,- соглашался Раба, пока нечему. Но  послушайте продолжение… Мы высадились на этом острове, разожгли огонь и стали варить и жарить…

И зевали мудрецы, а некоторые затыкали уши:

-Не хотим слушать такую обыкновенную и неудивительную историю! К тому же ты обещал нам неожиданный конец! Где же он? Где?!?!

-Вот, вам, пожалуйста, неожиданный конец:- отвечал Раба,-  Остров вдруг, перевернулся и мы оказались в воде!

И долго-долго стояла мертвая тишина.

-Что, не ожидали?

И признавались мудрецы:

-Да, это и впрямь, удивительно! Никогда раньше мы не слышали, чтобы острова переворачивались. А тут взял и перевернулся!

-Потому что это был не остров, а рыба!

-А как же деревья и травы?!- недоумевали мудрецы.

-Видимо, рыба та не любила  глубину, а плавала на поверхности. Ее спину занесло песком и выросли на ней деревья и травы. А когда почувствовала она жар от нашего костра, то перевернулась, и, если бы не было рядом корабля, мы бы все утонули.

 


 

И снова рассказывал Раба, сын Бар Ханы, и снова слушали его мудрецы.

-Как-то плыли мы на корабле…

-А с какой скоростью?- интересовались мудрецы.

-За то время, пока закипал чайник,- отвечал Раба,- проплывал корабль шестьдесят парс.

-Это значит, что мчался корабль быстрей стрелы, которую пускает из лука  всадник на всем скаку.- бормотали мудрецы,- Что ж, неплохая скорость!

-И вот,- продолжал Раба,- Увидели мы с корабля, что навстречу нам плывет небольшая рыбка. Я не знаю, как она называется, эта рыбка, но точно знаю, что у нее два спинных плавника. Вскоре мы поравнялись с передним плавником. Рыбка плыла мимо и мы думали, что вот-вот, через какую-то секунду, увидим и ее задний плавник. Но мы его не увидели и через две секунды, и через три минуты, и через пять часов!

-Может быть, у рыбки был всего один плавник?- предполагали мудрецы.

-Нет-нет!- махал рукам Раба,- Я хоть и не знаю, как называется эта рыбка, но то, что у нее два плавника знаю точно!

-Куда же  подевался второй?

-Увидели мы его через три дня и три ночи после первого- и все это время корабль мчался вперед с означенной скоростью, а рыбка плыла в обратную сторону ( возм: параллельным курсом) и не сворачивала.

-Так может ты, Раба, ошибся, говоря, что рыбка была небольшая?

Бедный Раба не смел поднять глаз и не знал, что ответить. Но приходил ему на помощь один из мудрецов. Говорил Рав Аши:

-Нет, не ошибся Раба! Эту рыбку я  знаю, зовут ее морской окунек. У нее два спинных плавника, и она, в самом деле, небольшая…- Так говорил он, а потом добавлял:- По сравнению с некоторыми….

 

 


 

И снова рассказывал Раба, сын Бар Ханы, и снова слушали его мудрецы внимательно… Говорил он:

-Как-то плыли мы на корабле..

-Ну, как обычно!- кивали мудрецы.

-Да,-соглашался Раба,- Как обычно. Плыли, плыли- и увидели птицу. Она стояла прямо в море по голени в воде, а головой касалась неба.

-Так-так..- прерывали его мудрецы своими раздумьями,- Хорошо известно, что до неба ровно тысяча парс. Так что со всей уверенностью можно сказать: это была довольно крупная птица, точнее, гигантская. Судя по всему, ты, Раба, встретил волшебную птицу Зиз!

-Ну, не знаю, не знаю,- отзывался Раба,- Может, и Зиз, а только тогда мы  этого не знали. Нам просто хотелось искупаться. Мы подумали, что ноги у этой птицы, наверное, короткие- и здесь неглубоко.

-Вот что  бывает с теми, у кого не хватает знаний,- стыдили мудрецы Рабу,- Настоящим ученым доподлинно известно, что ноги у птицы Зиз длиной в триста парс!

-Увы, я не знал этого и полез  купаться! Но тут с неба раздался голос:

-Это не место для купания! Семь лет назад уронил тут плотник свой топор в воду и тот до сих пор не достиг дна- не потому, что так глубоко, а потому что вода здесь так бурлит и бушует!

Признаюсь, я не придал этим словам значения. Подумаешь,- подумал я,-  Какая-то глупая птица что-то говорит, наверное, она врет.

Волновались мудрецы, сердились на Рабу:

-Как ты мог такое подумать? Птица Зиз- одна из самых мудрых и правдивых  птиц на свете. К тому же она благоволит нам, евреям.

-Вскоре я сам убедился в ее правоте!- признавался  Раба.- Вода вокруг меня бушевала и швыряла меня в разные стороны, но хуже всего было то, что швыряла она и топор, тот самый, что уже семь лет не мог утонуть. Мне приходилось уворачиваться от него до тех пор, пока не подобрал меня корабль. Но два раза топор меня все-таки ударил…

И показывал Раба свои раны от топора и качали головами мудрецы и говорили :

- Поделом тебе!


 

 

 

И снова рассказывал Раба, и снова слушали мудрецы.

Говорил он:

-Как-то шли мы по пустыне…

-Ну наконец-то!- восклицали мудрецы,- А то все по морю, да по морю!

-Так вот,- продолжал Раба- Шли, шли- и увидели двух гусей.

-Гуси в пустыне?- заволновались мудрецы,- Это неправильно! Гуси любят водоемы: озера, пруды, речки. И чтобы травка была. А в пустыне гуси должны страдать!

-Ваша мудрость и проницательность уже в который раз поражают меня!- признавался Раба,- Гуси и  в самом деле страдали. К тому же, они были гигантскими- и им негде было укрыться от палящего солнца.

-О, бедные гигантские гуси!- горевали мудрецы.

-Мы тоже страдали от жары,- продолжал Раба,- И хотели укрыться под их огромными крыльями, но с крыльев капало раскаленное сало, а из под гусей вытекали реки жира, страшно горячие…

Мудрецы плакали и причитали:

-При такой жирности страдания гусей были, должно быть, нестерпимы, ведь хорошо известно, что худые переносят жару лучше чем жирные. О, этот неправильный мир, в котором страдают невинные птицы! А все из-за нас. Ведь если бы все евреи раскаялись в своих неправильных поступках, тотчас бы изменилась вселенная, и вместо нынешнего наступил Мир Грядущего, в котором не было бы безводных, испепеляющих пустынь со страдающими гусями.

-Я тоже подумал об этом!- признавался Раба,- Но на всякий случай спросил гусей:

-Вы тут ждете, когда все евреи раскаются и наступит Мир Грядущего?

Не колеблясь, они согласились со мной: один помахал мне крылом, а другой помахал ногой.

 

 


 

Рассказывал Рав Аши, что рассказывал ему Гуна бар Натан:

-Как-то шли мы по пустыне и был у нас собой окорок.

-Это хорошо!- отзывались слушатели ( а это были настоящие мудрецы), что был у них с собой окорок, ведь в пустыне трудно найти пищу, а есть что-то надо!

Соглашался с ними Рав Аши и продолжал рассказывать о том, что рассказывал ему Гуна бар Натан:

-Так вот, разделали мы этот окорок и обложили травами, а потом пошли за дровами.

-Мы бы посоветовали им сначала сходить за дровами, а потом уже разделывать окорок- снова вступали в разговор мудрецы,- Потому что разделанный окорок хранится намного хуже неразделанного и может даже испортиться.

-Я никогда бы не посмел подвергать сомнению вашу мудрость,- отвечал им рав Аши, но Гуна бар Натан клялся мне, что произошло нечто удивительное и прямо противоположное:

-Когда мы вернулись,- говорил он,- окорок не только не протух ( вар: испортился), но наоборот, снова стал целым и свежим!

-Напрасно ты, рав Аши, думаешь, что это обстоятельство может подвергнуть сомнению нашу мудрость,- Настоящий мудрец не боится мелких ошибок на пути к великой истине. Да, разделанный окорок не испортился, а наоборот, стал целым и свежим, но истина в том, что произошло это из-за травы, которой его обложили и которая была Травой Жизни!

И дивился рав Аши мудрости мудрецов и продолжал рассказывать о том, что рассказывал ему Гуна бар Натан:

-Окорок мы изжарили и съели. Через двенадцать месяцев возвращались  тем же путем, смотрим, угли от нашего костра еще тлеют!

-Ну, в этом нет ничего удивительного!- разводили руками мудрецы,- Видно, дрова были из корней дерева Ротем. Что об этом говорить? А вот скажи, вкусный ли был тот окорок?

И отвечал рав Аши:

-Неизвестно!

 

 


 И снова рассказывал Раба, сын Бар Ханы, и снова слушали его  мудрецы очень внимательно. Говорил он:

-Как-то шли мы по пустыне с проводником-бедуином…

-По пустыне лучше ходить с проводником-бедуином, чем без проводника-бедуина,- одобрительно кивали великие мудрецы.

-Вот и мы так думали,- продолжал Раба свой рассказ.- Бедуин же, пока мы шли, то и дело брал горсть песка, нюхал и говорил:

-Эта дорога ведет в Дамаск… А эта- в Багдад… А эта- в Галилею…

-Настоящий мудрец,- качали головами настоящие мудрецы,- никогда не доверяет пустым словам, а всегда стремится проверить их  собственным опытом. А вдруг, дорога, которая по его словам, вела в Дамаск,  привела бы в Багдад? А та дорога на Багдад оказалась бы дорогой в Галилею? А та, которая по его словам, вела в Галилею- привела бы в Дамаск?

Отвечал им Раба:

- Мы бы обязательно дошли  до Багдада,  до Галилеи, или Дамаска- и проверили его слова, но увы, нам помешала сильная жажда.

-Как далеко до воды?- спросили мы бедуина.

Понюхал он песок и сказал:

-Восемь парс.

Прошли мы две парсы, снова спрашиваем его:

-Как далеко до воды?…

Снова понюхал он песок и сказал…

-Мы позволим себе,- прерывали рассказчика мудрецы,- сделать предполождение, что бедуин ответил: “Шесть парс”!

-Как вы догадались?- удивлялся Раба,- Поистине, настоящий мудрец похож на зрячего, когда вокруг одни слепцы! Но я продолжу свой рассказ. Прошли мы еще пять парс, спрашиваем бедуина, сколько осталось. Он снова понюхал песок и отвечает…

-Одна парса осталась!- спешили ответить мудрецы.

Снова удивлялся Раба прозорливости мудрецов:

-Вы словно шли по пустыне вместе с нами! Но я продолжу свой рассказ, он уже близится к концу. Когда мы прошли еще одну парсу, то увидели…

И закричали мудрецы хором:

-Воду!?!?

И склонился перед ними потрясенный Раба и ответил:

-Да!

И молчали  мудрецы, а потом говорили:

-Эти бедуины обладают такими способностями, которых нет у нас, евреев…

 Потом они еще молчали, а потом еще говорили:

-Зато у нас, у евреев, есть другие…

 


 

Продолжал свой рассказ Раба:

-И сказал мне бедуин:”Хочешь покажу тебе умерших в пустыне?“

Пошли мы туда и увидели их…

Волновались мудрецы, прерывали рассказчика:

-Неужели это были те самые евреи, наши предки, что вышли из Египта и сорок лет блуждали по пустыне в наказание за то, что бунтовали против Бога? Ведь  странствуя  по пустыне, они  в пустыне и умирали!

-Да!- отвечал им Раба,- Я сразу догадался, что это они. Ведь к краям их одеяний  были привязаны наши, еврейские кисти-цицит.

Еще больше волновались мудрецы и кричали неподобающе громко:

-О, эти кисти-цицит! Они напоминают нам о наших божественных заповедях!!! Сотни лет мы, мудрецы, спорим  о том сколько в кистях цицит  должно быть нитей и сколько узлов. Это древнее знание было утеряно евреями давным- давно.  Все эти годы мы не могли успокоиться, все спорили и спорили, а иногда даже дрались. Но теперь, мы, наконец, помиримся, узнаем, наконец,  сколько на самом деле было нитей и сколько узлов в древних  кистях-цицит, и отныне все будем привязывать себе такие же  п р а в и л ь н ы е  кисти. Скажи нам, скорее, Раба, сколько в них было нитей и узлов, ибо ты, конечно, пересчитал?

-Увы, нет!- разводил руками Раба,- Вместо этого я отрезал  кисть-цицит от одеяния одного из умерших в пустыне, в надежде принести ее вам.

-Где же она, где?!?!?!- кричали мудрецы так, как они никогда не кричали.

И снова Раба разводил руками:

-После того как отрезал я кисть-цицит, хотели мы оттуда уйти, но не смогли. Шагали- шагали, но оставались на одном месте! Сказал мне проводник-бедуин:” Тот, кто взял что-то у этих мертвых, уйти не может!” Вернул я кисть-цицит на место и только после этого мы смогли отправиться в путь.

И страшно горевали мудрецы и одни называли Рабу ослом, а другие- болваном. И он соглашался – и с теми и с другими…

 

 

 

И продолжил Раба рассказ про странствия свои с проводником-бедуином.

И внимательно слушали его мудрецы, потому что говорил он не о какой-нибудь ерунде, а о сущем. Вот что он говорил:

-И еще сказал мне тот бедуин: “Хочешь, покажу тебе гору Синай?”  Мы пошли и он мне показал.

-Ту самую гору?- кричали мудрецы в великом возбуждении,- Удивительную, таинственную гору Синай, единственное место на земле, где всегда можно услышать голос нашего Бога? Но откуда о ней мог узнать простой бедуин, ведь даже мы, еврейские мудрецы, не знаем, где эта гора- и тайна эта пребывает вовеки! Может быть, бедуин ошибся и гора была  не Синай?

-Я тоже сначала подумал, что это ошибка,- отвечал им Раба,- Уж слишком обыкновенной выглядела гора, к тому же окружали ее со всех сторон столь же обыкновенные белые ослы.

-Ну-у-у,- разочарованно морщились мудрецы,- Разве таинственную, волшебную гору Синай могут окружать обычные ослы?

-Но когда я внимательней присмотрелся к этим белым ослам- продолжал Раба,- То увидел, что это не белые ослы, а…

-Белые козлы ?- спешили мудрецы со своей мудростью.

-Нет! Это были скорпионы размером с белых ослов!

-Ну, совсем другое дело,- шумели мудрецы ,- Скорпионы размером с белых ослов- это вам не белые ослы с обыкновенными размерами. Теперь понятно, что гора была необыкновенная.

-Вот и я так подумал!- соглашался Раба,-А потом и вовсе перестал сомневаться, потому что услышал голос с Неба.

-Всевышний!- хлопали себя по бокам мудрецы,- Это был Всевышний!

-Я тоже сразу догадался. У Всевышнего такой голос, что даже тот, кто ни разу его не слышал, сразу узнает!

-Говори скорей, что ОН сказал!?- торопили Рабу мудрецы

И отвечал Раба:

-ОН сказал: “ Горе мне! Я поклялся и некому освободить меня от  клятвы!”

-А ты?! Ты, конечно, закричал громко-громко: ”Освобождаю тебя!”- Да?- кричали мудрецы громко-громко.

И отвечал им  Раба тихо-тихо:

-Нет.

И злились на него мудрецы и ругали и обзывали: кто- ослом, кто- болваном.

-Всевышний, наверное, в сердцах, поклялся еще раз наказать евреев,- объясняли они Рабе,- А потом успокоился и передумал, но клятву-то он уже дал! Сам он не мог себя освободить, вот и жаловался, думал, кто-нибудь услышит- и освободит Его от клятвы. А ты  не освободил. Горе нам! Скоро падет на наши головы еще какое-нибудь наказание! А все из-за тебя!

-Кто знает!-  возражал им Раба,- А, вдруг, Всевышний поклялся никогда больше не уничтожать живущих на земле и не устраивать всемирного потопа, а потом передумал и решил снова всех утопить? Вот и захотел, чтобы кто-нибудь освободил Его от клятвы. Если б я  освободил - все бы утонули! Нет уж, в эти дела лучше не вмешиваться!

 

 

 

 


И  продолжал Раба свой рассказ про путешествие в пустыне с проводником бедуином. Говорил он:

-И еще спросил меня бедуин:” Хочешь, покажу тебе место, где встречаются небо и земля? Я, конечно, ответил: “Ну, конечно!”  Повел он меня тайными тропами и пришли мы вскоре на то самое место. Небо там опускалось прямо до Земли и до него можно было дотронуться. Я постучал, и оказалось, что небо- твердое.

-Мы и так знаем, что небо твердое!- ворчали мудрецы,- Безо всякого стука. Недаром говорится: Небесная твердь.

-Еще оказалось, что в небе есть окно.

-Ты посмотрел в него?- интересовались мудрецы.

-Нет!- отвечал Раба,- Я положил на окно котомку и стал молиться. А после молитвы оглянулся- котомки уже не было на месте.

-Воры!- кричали мудрецы,-Всюду воры! Раньше они промышляли в городах и в деревнях, а теперь добрались и до края света!

-Меня удивила ловкость тамошних воров!- делился с мудрецами Раба,- Ведь вместе с котомкой они украли и окно.

-Чему тут удивляться?! В наше время не осталось ничего святого!- возмущались мудрецы.

-Но скажите,- вопрошал Раба,- Бывает ли так, что воры сами приносят украденное обратно безо всяких судей и приставов?

-Нет!- кричали мудрецы,- Такого не было, нет и не будет, пока мы живем в этом Мире.

-Но так случилось!- восклицал Раба.- На следующий день я увидел окно вместе с котомкой на том самом месте. Я не поверил своим глазам и спросил у бедуина, как такое может быть? Он ответил :” Это окно во вращающейся небесной сфере!  Вчера оно покинуло свое место, а сегодня  вернулось. И вот-вот снова покинет, так что ты поскорей возьми свою котомку, а то нам придется ждать до завтра. Ведь завтра  окно  опять вернется, и послезавтра-  и через тысячу лет, ибо так устроена Вселенная.”

 

 

 

 

Рассказывал рабби Йоханан и слушали  мудрецы. Говорил он:

-Как-то плыли мы на корабле и увидели сундук, украшенный жемчугами и самоцветами. Качался он на волнах.

-О!- Восклицали мудрецы,- Это большая удача для всякого морехода!

-Решили мы не упускать такого богатой добычи,- продолжал рабби Йоханан,- Тем более, что  содержимое сундука могло быть намного дороже его самого!

-Да!- кивали мудрецы,- Вы правильно рассудили. Если сундук украшен жемчугами и самоцветами, значит, внутри него хранятся еще более драгоценные драгоценности!- таковы непреложные законы человеческой логики.

-Прыгнули в море  ныряльщики- говорил рабби Йоханан,- И у каждого в руке был бурдюк с уксусом, - на случай нападения акул.

-Акулы же не выносят запаха уксуса!- понимающе кивали мудрецы.

-Мы тоже так думали!- печально вздыхал рассказчик, и  продолжал свой рассказ.:- Подплыли ныряльщики к сундуку с четырех сторон ( а он был очень большой) и вдруг на них напали акулы! На каждого- по одной. Первому хищница  вцепилась в ногу, второму- в руку, третьему – в голову, а четвертому- еще в одно место. Ныряльщики изо всех сил били акул бурдюками по головам, но эти акулы не боялись уксуса!!!

Потрясенные мудрецы долго теребили свои седые бороды в полном молчании.

-Невероятно! Чтобы акулы не боялись уксуса!?! Тут может быть только одно объяснение: это были не простые, а специальные акулы, которых Всевышний создал для специальных операций ( вар: для своих целей, недоступных пониманию простых смертных).

-Да, это были  акулы Всевышнего!- соглашался рассказчик,- Мы в этом и сами убедились в то же мгновение. Ибо раздался с Неба Его голос:

-Зачем вам сундук жены рабби Ханины бен Досы, в который складывает она драгоценные ткани для одеяний праведников в Мире Грядущем?!?!?!

После этого  разжали челюсти все четыре акулы и освободили одному ныряльщику ногу, второму- руку, третьему- голову, а четвертому- еще одно место. Ныряльщики, забыв о сундуке, устремились на корабль и вот что удивительно: ни у кого из них мы не обнаружили  шрамов от острых акульих зубов. Ни на ноге, ни на руке, ни на голове, ни на еще одном месте.

( наверное, это конец, но можно добавить еще несколько строчек, вот таких:)

 Но еще удивительнее, что после этого случая все четверо ныряльщиков стали настоящими праведниками. Они строго исполняли  божественные заповеди и жили так, будто Мир Грядущего для них уже наступил.

 

 

 

 

 

 


Мудрецы сидели и слушали, а Рав Иегуда Индийский рассказывал:

-Как-то плыли мы на корабле и увидели на поверхности моря драгоценный камень, от которого исходило непонятное сияние.

-Как могло случиться,- удивлялись мудрецы,- Что драгоценный камень оказался на поверхности вод? Мы спрашиваем не потому, что сомневаемся в правдивости твоего, Рав Иегуда Индийский, рассказа, а  потому, что наши глубокие ( возм, еще: фундаментальные) знания говорят нам: любой камень тонет в воде- если это, конечно, не какая-нибудь пемза.

И склонялся перед мудрецами Рав Иегуда Индийский и говорил:

-Ваше замечание совершенно справедливо, и драгоценный камень непременно бы утонул, если б не обвивался вокруг него гигантский морской змей своими кольцами. Колец было так много, что последнее, внешнее,  окружало камень на  расстоянии ста шагов от него! Увы, мы, как завороженные, смотрели только на сияющий  камень. И случилось то, что должно было случиться: нос нашего корабля на  полном ходу врезался в голову змея.

-Ай-яй-яй, как  неосмотрительно!- ворчали мудрецы,- Морские змеи  не любят, когда их бьют по голове!

-Да, тогда, на корабле, нам очень не хватало вашей мудрости!- признавался Рав Иегуда Индийский,- Тем временем, змей разозлился и открыл свою пасть, чтобы проглотить нас. В своей жизни я не видел ничего ужаснее этой пасти. Она закрыла полнеба и могла вместить не один, а целых шесть кораблей. Гибель наша казалась неизбежной. Мы упали на колени и стали молиться…

-Мы должны признать,- кивали мудрецы, то вы приняли единственно верное решение в сложившейся ситуации. Ибо молитва на краю гибели, как правило, бывает искренней и страстной- настолько, что Всевышний может ее услышать!

-И он ее услышал!- кричал Рав Иегуда Индийский,- Потому что, когда мы подняли головы, то увидели, что с неба спускается ворон!

-Ай да Всевышний!- возбуженно хлопали в ладоши мудрецы,- Знал, кого послать. Ворон умеет справляться со змеями.

-Да, по всему видно, это был настоящий мастер!- восклицал рассказчик,- В одно мгновение он оторвал змею голову и воды моря окрасились кровью. Но тут появился другой змей, взял драгоценный камень, приложил его к телу первого змея – и голова выросла снова!

-Так мы и знали!- кричали мудрецы.- Этот камень с самого начала показался нам не просто драгоценным, ведь не зря он источал непонятное сияние!

-Нам некогда было об этом думать.- продолжал свой рассказ Рав Иегуда Индийский,- Потому что оживший змей не забыл обиды, которую мы нанесли ему еще до его смерти - и снова напал на нас. К счастью, ворон не успел далеко улететь. Нам даже не пришлось во второй раз беспокоить Всевышнего. Ворон сам вернулся и снова оторвал змею голову. А потом подхватил камень и бросил его на корабль.

-Да, ворон- мудрая птица,- Оживленно переговаривались мудрецы,- Додумался, что если он оставит камень в море, то с его помощью, второй змей снова оживит первого- и так без конца! Конечно, ворон мог  оторвать голову и второму змею, но видно, он не получил (на это) от Всевышнего соответствующих полномочий. (вар.: такого задания )

-Мы страшно обрадовались,- продолжал Рав Иегуда Индийский. –Что камень достался нам- и положили его в бочку, где лежали соленые куры. А сами стали думать о другом. Вспомнили мы о камне только тогда, когда из бочки начали вылетать куры. И они были уже не соленые, а живые! Вскоре бочка опустела( Тут можно и закончить, исходя из канонического текстаот так: Посмотрели мы в нее и не нашли там камня. Видно, куры забрали его с собой.- Но можно, с согласия Всевышнего, продолжить следующим образом) В ней остался только драгоценный камень, источавший непонятное сияние. И тут мы услышали треск и увидели, как доски, из которых была сделана бочка, начали прорастать и пускать корни. А потом затрещала и стала оживать палуба нашего корабля! Еще немного- и  корабль превратился бы во множество живых деревьев, из которых он был когда-то построен. Такого было удивительное воздействие удивительного камня. Будучи главным на корабле и отвечая за его сохранность, я вынужден  был снова принимать единственно верное решение. Схватив камень, я выбросил его в море. На наших глазах он погрузился в  пучину, источая по пути все то же непонятное сияние….

-Жаль,- вздыхали мудрецы,- Этот камень мог подарить нам вечную молодость…( последняя фраза пусть закончит и первый, более короткий вариант)

 

 

 


Рассказывал рабби Йоханан:

-Как-то плыли мы на корабле ночью.

-Ночью плыть хорошо,-отзывались слушатели- сплошные  мудрецы да ученые,- Прохлада, легкий ветерок, звезды, луна…

-Да, хорошо,- соглашался рабби Йоханан,- Только сначала ночь была безлунная, а потом, вдруг, появилось сразу две луны.

-Луна во вселенной только одна!- возмущались мудрецы,- А две луны бывают только в сказках! Уж не рассказываешь ли ты, рабби Йоханан, нам, мудрецам, какую-то глупую сказку!?

-Я бы не посмел отклониться от правды даже на самую малую малость!- клялся рабби Йоханан,- Зная вашу проницательность и любовь к истине. Но так оно и было. На черном небе сияли две полные луны, хотя по календарю, они должны были быть в первой четверти. Вдруг, какое-то непонятное течение подхватило наш корабль и понесло прямо на них. Луны стремительно увеличивались в размерах и, вдруг, исчезли. Корабль погрузился в полную темноту.

-А звезды? Звезды в небе остались?- пытливо допрашивали рассказчика мудрецы.

-Нет! Темнота была такой полной, какая бывает только под одеялом, когда нет даже самой маленькой щелочки! Течение бросало наш корабль то вправо, то влево, мы попадали в водовороты и водопады… Так прошло несколько часов- и вдруг, мы увидели свет! Начиналось утро и наш корабль был по-прежнему целым и невредимым. Что же произошло ночью? Я оглянулся и все понял. Позади  огромная рыба высунула голову из моря. Это два ее глаза ночью мы приняли за две луны. А потом она втянула ртом наш корабль вместе с морской водой и мы несколько часов блуждали внутри рыбы ( вот поэтому и было так темно), пока не выплыли через жабры- это было неудивительно, ведь через ее жабры  неслись потоки воды величиной с реки, протекающие в городе Суре.

-Вот теперь,- говорили мудрецы,- Твоя история, Йоханан, стала похожа на правду…


 

 

И говорил рав Сафра:

-Это еще что! Вот как-то плыли мы на корабле и вдруг, поднялись из моря гигантские рога, а потом и наш корабль начал подниматься над водой все выше- и выше. Посмотрели мы вниз, через борт корабля- и все поняли. Это рыба гигантская высунула из воды свою рогатую голову- и наш корабль застрял между двух ее рогов. Вместе с головой поднимался он все выше, пока не уперлись рога в небесную твердь. И осветило солнце рога и увидели мы: на них что-то написано! Сначала подумали, что это имя рыбы, а нам очень хотелось его узнать ( сам я не очень- то разбираюсь в морских животных), но стали читать и вот что прочитали:

“ Я мельчайшее из морских созданий, длиной я в триста парс и предназначена я в пищу Левиафану”

-Ничего себе, мельчайшее!- говорили мудрецы, а один из их, рав Аши, спрашивал у рассказчика:

-Какой формы были те рога?

-Те рога были в форме полумесяца!- отвечал рав Сафра.

-Ну тогда имя той рыбы- Морской Козел-  а рога ей для того, чтобы копаться в иле на морском дне.


 

 

И любили мудрецы поговорить о Левиафане. И говорили, говорили…

-А помните историю о рабби Элиезере и рабби Иегошуа?

-Да, да: плыли они на корабле…

-Рабби Иегошуа спал, а рабби Элиезер глядел на море.

-Нет, это рабби Элиезер спал, а рабби Иегошуа глядел на море.

-Да, да, конечно, это я перепутал, конечно, рабби Элиезер спал, он, вообще, любил поспать, а рабби Иегошуа страдал бессонницей…

-Да не было никакой бессоницы, я хорошо знал рабби Иегошуа. Это вы все выдумываете. Он просто любил смотреть на море. Что, уже нельзя так просто на море посмотреть, нужно обязательно страдать бессонницей?

-А что вы так раскипятились? Подумаешь, сказал.

-Нет, ну зачем же придумывать? Давайте придерживаться фактов.

-Хорошо, надеюсь, вы не  будете отрицать, что раби Иегошуа вдруг, содрогнулся и разбудил раби Елиезера?

-Зачем же я буду отрицать? Он  в самом деле содрогнулся и разбудил рабби Элиезера. Раби Елиезер же спросил: “ В чем дело Иегошуа, от чего ты дрожишь?”

-Да. А раби Иегошуа ответил: “Я увидел в морских глубинах великое светило.”- “Ты, наверное, заглянул в глаза Левиафану.”- сказал на это раби Елиезер.

-Постойте, постойте, у него, что, один глаз?

-У кого?

У Левиафана.

-Почему один? Два!

-А почему ж тогда светило одно? Это как-то странно…

 

 


И снова говорили мудрецы о Левиафане. Рабби Йоханан говорил и рав Иегуда говорил и другие мудрецы тоже говорили.

-Да, великих змеев сотворил Бог. Здесь, в Вавилоне, их даже называют морскими чудовищами. И не зря. Это самые грандиозные из всех живых тварей, созданных Богом.

-А много ли их на свете?

-Они настолько велики, что три змея не поместились бы в океане. Поэтому, их только два!

-Да, Левиафан, змей прямобегущий и  Левиафан, змей извивающийся. Так сказано в Танахе.

-А почему один бежит прямо, а другой извивается?

-Потому что один из них самец, а другая самка. Всевышний ведь творил всех животных парами.

-Если так, то Левиафаны могут расплодиться и заполонить весь мир!

-Вы думаете, Всевышний об этом не подумал?

-Значит, он принял меры?

-Причем, незамедлительно.

-Что же, что сделал Пресвятой, благословен Он?

-Засолил самку Левиафана.

-И что, можно  попробовать?

-Сейчас еще нельзя, а вот когда наступит Мир Грядущего, праведники будут ею питаться.

-А почему Всевышний не засолил самца?

-Это сложный богословский вопрос.

-Да бросьте вы! Что тут сложного? Просто соленые самки вкуснее соленых самцов.

-Я принадлежу к другой философской школе. Мы утверждаем, что Он Сам любит играть с самцом- Левиафаном в разные игры. Всевышнему стало бы скучно без него. Ведь с кем еще играть?- все остальные твари слишком мелкие…

-А что, праведники в грядущие дни будут есть только соленую самку Левиафана, или Всевышний еще кого-нибудь засолил?

-Нет, он заморозил!

-Кого?

-Самку Зверя с тысячи гор.

-Самку огромного быка? Они что, тоже могли расплодиться и заполонить землю?

-Ну, конечно!

-Надо же! Заморозил! А почему не засолил?

-Соленая рыба- это вкусно, а соленое мясо- нет.

 


 

И снова говорили мудрецы о Левиафане. Любили поговорить о нем. И рав Иегуда любил, и Рава бар Ула. Разговор же был такой:

-А ведь Иордан вытекает из пещеры Памьяс.

-Даа! Течет через озеро Хулы…

-Потом через Тивериадское море…

-И впадает в Великое море.

-Но что интересно, продолжает течь единым потоком в морской воде.

-Только спускается все ниже- и там, на морском дне его ждет пасть Левиафана.

-Она всегда открыта.

-Конечно, ведь Иордан течет, не останавливаясь. А Левиафан  любит Иорданскую воду и не хочет упускать ни капельки. Он очень рад, что во воле Всевышнего, Иордан втекает в его пасть.

-Нет, что вы! Какая там радость! Наоборот, воду Иорданскую Левиафан терпеть не может. Давно бы перестал ее пить, но боится идти против Бога. А Всевышний-то  недаром заставляет змея пить Иордан- чтобы тот всегда был при деле. А то пойдет гулять во все стороны, таких бед натворит, с его-то возможностями! Нет, это не Левиафан радуется, а его враг, Зверь с тысячи гор. Ведь пока Левиафан прикован к Иордану, Зверь с тысячи гор может  всем говорить: “ Я- самый сильный!”

 


 

И снова говорили мудрецы о Левиафане. Рав Дими, когда пришел из земли Израиля в Вавилон, рассказывал, что рабби Йоханан говорил:

-Ангел Гавриэль собирается в грядущем устроить охоту на Левиафана, но опасается, что если Пресвятой, благословен Он, а проще говоря, Всевышний, ему не поможет, то сам Ангел Гавриэль со змеем не справится!

-Неужели таковы мощь и сила Левиафана, что даже ангелы…?

-А что вы удивляетесь? Бог специально сотворил такого змея, чтобы он был на втором месте после Него Самого. (вар: уступал только Ему Самому) По  (В) силе и мощи. Мне кажется, вы недооцениваете Левиафана. А ведь когда он выдыхает, то вскипают воды в морской пучине. И сами ангелы говорят ( а уж они-то врать не будут), что если бы просунул он башку в райский сад, никто из обитателей рая не смог бы вынести его запаха. Ну, и где, спрашивается, тогда были бы ваши ангелы?!


 

 

И снова говорили мудрецы о Левиафане. Рава рассказывал, что говорил рабби Йоханан:

-Левиафану не будет места  в Мире Грядущего! Бог сотворил его только для этого Мира.

-Куда же он денется, такой огромный?

-Наверно, просто исчезнет.

-Столько мяса зря пропадет?! Нет,  Бог не допустит.

-Вот и рабби Йоханан говорил: в грядущем устроит Пресвятой, благословен Он, из мяса Левиафана пир для праведников и мудрецов. И на этом пиру все будут называть друг друга братьями.

-Неужели  наберется столько праведников и мудрецов, готовых называть друг друга братьями, что они съедят всего Левиафана?

-Нет, конечно! Мно-о-о-о-ого мяса останется. Разделят его между купцами и продадут на рынках Иерусалима.


 

 

И продолжал Рава:

-Это еще не все, что говорил рабби Йоханан. Ведь не только мясо останется от Левиафана, но и шкура!

-Верно! Шкура тоже не должна пропасть.

-Вот и рабби Йоханан говорил: В грядущем приготовит из нее Всевышний разных вещей для праведников, а кому что достанется- это смотря по достоинству. Если достойный человек- сделают ему кожаное ожерелье. Если  не просто достойный, а очень достойный- приготовят ему навес ( а на это пойдет, конечно, больше драгоценной шкуры). Если же человек не просто очень достойный, а самый достойный, то приготовят ему шатер ( тут уж шкуры жалеть не будут)

-А если человек простой, без достоинства?

-И его не забудет Всевышний: подарит ему медальон, сделанный из левиафановой шкуры.

-И что ж, вся кожа пойдет на изделия для достойных и недостойных?

-Нет, конечно! Мно-о-ого остатков останется. И развесит их Пресвятой, благословен Он, на стенах Иерусалима, и сиянием своим осветят они весь мир от края и до края.

Hosted by uCoz